Сайт автора: gsomov.com

Название статьи:


Сомов Г.Ю. (2010). Концепты и смыслы в изобразительном искусстве: на примере некоторых произведений П. Брейгеля Старшего. Somov, Georgij Yu. (2010) Concepts and senses in visual art: Through the example of analysis of some works by Bruegel the Elder. Semiotica 182 (1/4), 475-506, ISSN (Online) 1613-3692, ISSN (Print) 0037-1998, DOI: 10.1515/semi.2010.068, November 2010


Аннотация: Концептуальность произведений изобразительного искусства является проявлением общей концептуальности знаковых систем. В изобразительном искусстве понятия опираются на словесные знаковые системы, в том числе на вербальные тексты, которые преобладают в культуре, а также на знаковые системы визуального искусства и его самые известные произведения. Концептуальные схемы усиливаются метафорами, метонимиями и взаимосвязями денотаций и коннотаций. Основные смыслы всей концептуальной схемы и отдельных понятий сопровождаются различными значениями визуальных знаков. Развитые проявления такой концептуальности выявлены при анализе произведений Питера Брейгеля старшего. В этой их концептуальности используются концепты и визуальные знаки произведений Иеронима Босха.


Ключевые слова: семиотика; знаковая система; концепт; смысл; Питер Брейгель старший, Иероним Босх


Статья содержит: графические иллюстрации.

В статье представлен анализ следующих произведедений П. Брейгеля старшего и Иеронима Босха:


Pieter Bruegel the Elder, The land of Cockaigne (1567, oil on panel, 52 × 78 cm,

Alte Pinakothek, Munich)


Hieronymus Bosch, Allegory of gluttony and lust (1490 –1500, oil on panel, 36 × 32

cm, Yale University Art Gallery, New Haven)


Hieronymus Bosch, The ship of fools (1490 –1500, oil on wood, 58 × 33 cm, Musee

du Louvre, Paris)


Hieronymus Bosch,Tree-man (c. 1470, pen and bistre, 277 × 211 mm, Graphische

Sammlung Albertina, Vienna)


Hieronimus Bosch, The ship of fools in flames( pen and bistre, 176 × 153 mm, Akademie der bildenden Künste, Vienna)


Pieter Bruegel the Elder, The parable of the blind leading the blind (1568, tempera

on canvas, 86 × 154 cm, Museo Nazionale di Capodimonte, Naples).


Hieronymus Bosch, The wayfarer (outer wings of the “Haywain” triptich,

1500 –1502, oil on wood, 190 × 135 cm, Monasterio de San Lorenzo, El Escorial, Madrid).