Сайт автора: gsomov.com

Название статьи:


Сомов Г.Ю. (2006). Коннотации в семиотических системах визуального искусства (на примере произведений М. А. Врубеля). Somov, Georgij Yu. (2006). Connotations in semiotic systems of visual art (by the example of works by M. A. Vrubel). Semiotica. Volume 2006, Issue 158, Pages 147–212, ISSN (Online) 1613-3692, ISSN (Print) 0037-1998, DOI: 10.1515/SEM.2006.005, April 2006


Аннотация: Роль коннотаций в визуальных произведениях искусства должна быть столь же важной, как и в системах вербальной информации. Таким образом коннотативные структуры могут быть обнаружены в визуальном искусстве. Коннотации визуальных произведений искусства основаны на фундаментальных кодах и развивают основной текст. Репрезентамены денотаций и коннотаций взаимосвязаны и организованы в системно-структурных образованиях сигналов. Текст визуального произведения направляет актуализацию коннотаций на основе главных смыслов и коммуникативной структуры. Коннотации образуют семантические поля, соответствующие основным смыслам текста. Такого рода коннотации, скрытые от непосредственного восприятия, обнаруживаются при семиотическом анализе произведений Врубеля.


Ключевые слова:


Статья содержит: иллюстрации и графические схемы.


В статье представлен анализ следующих произведедений М. Врубеля:



Михаил Врубель, ‘Полет Фауста и Мефистофеля(1896, масло, Государственная Третьяковская галлерея, Москва).


Михаил Врубель, ‘Пан(1899, масло, Государственная Третьяковская галлерея, Москва).


Михаил Врубель, ‘Гадалка (1895, масло, Государственная Третьяковская галлерея, Москва).


Михаил Врубель, ‘Демон поверженный(1902, масло, Государственная Третьяковская галлерея, Москва).


и рисунки-иллюстрации 1890 г. М. Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».