Объекты изучения семиотики

         Cемиотика изучает знаки и знаковые системы. Знаки окружают людей повсюду. Люди не только направляются светофорами, но и пространственной организацией улиц, переулков, дворов; ориентируются в окружении благодаря множеству знаков, несущих информацию. Любой подъезд — это знаковая система жизни дома. Люди общаются между собой только благодаря знакам и знаковым системам: словам, жестам, мимике, выражению глаз, отношениям к предметам и событиям. Они понимают друг друга благодаря знаковым конструкциям. Смысл сообщения становится ясен благодаря жизненному контексту; смысл литературного произведения — благодаря историям, рассказанным ранее, героям этих историй; смысл жизни — благодаря таким знаковым конструкциям как иерархия человеческих ценностей. Многие переживания могут рассматриваться как знаковые конструкции. Родной дом является знаком семьи, рода или этноса. Культура, которая позволяет людям хорошо понимать друг друга, передавать образы, чувства и мысли, также является знаковой системой. Произведение искусства представляет собой достаточно сложную знаковую систему, в которой есть связи с жизненными ситуациями, культурой, доминирующим смыслом жизни воспринимающих произведение людей.

         Как «устроены» сложные знаковые системы, называемые «память», «ощущения», «эмоции», «чувства», «образы», «культура», «словесный язык», «математика», «картина мира», «научная теория»? Это вопросы, которые находятся в центре внимания современной семиотики.

         Для формирования общей научной картины знаковых систем важно как определяется само понятие «знак», как различаются знаки и какие знаковые системы выделяются в качестве объектов исследования (и соответственно — разделов) семиотики. Это во-многом зависит от того, какой знаковой теории мы придерживаемся как основной. Важно прежде всего учитывать, что замещение или обозначение чего-либо чем-либо другим распространяется как на внешнюю для людей реальность, так и на их внутренний мир. Представление о том, что знаками могут быть не только собственно материальные предметы, явления, действия, связанные с обозначаемыми ими объектами, но и мысленные объекты, соответствует «глобальной» — пансемиотической идее Чарльза Сандерса Пирса. Если исходить из этой идеи, можно сказать: знаками являются различные связи, где происходит замещение одного другим. Типы этих связей представлены в классификациях знаков Ч. С. Пирса. Знаки есть уже там, где есть элементарные частицы, — так можно упрощенно характеризовать идею знаков, возникающих на уровне физического (добиологического) мира — пансемиотическую идею Ч. С. Пирса. Представление о всеобщем характере знаков близко к идее трансляции (переноса) структур как основы информационных процессов, которая получила широкое развитие в советской науке в 70-е — 80-е гг. в области философских проблем информации. Пансемиотическая идея во-многом соответствует также представлениям общенаучного подхода, называемого «синергетика» в той трактовке этого подхода, которую предложил Роджер Пенроуз. В соответствии с идеей Ч. С. Пирса семиотика может быть понята как наука о жизни знаков, которая, как говорил последователь пансемиотической идеи Томас А. Себеок, и есть сама жизнь. Опираясь на различия знаков теории Ч. С. Пирса, он доказывал соответствие этому различию трех разных царств живого мира: грибов, растений и животных. При этом семиотика человека (антропосемиотика) представляет собой составную часть в более общей семиотике животных. Конечно, следует уточнить, что царств принято выделять не три, а пять: вирусы, бактерии, грибы, растения, животные. По-видимому, логичнее говорить о большем числе эмпирических объектов семиотики, связывая их со всей систематикой знаков. В этой связи важно обратить внимание на то, что ДНК и другие высокомолекулярные соединения также рассматриваются частью исследователей как объекты семиотических исследований. Поэтому возникают дискуссии между сторонниками и противниками семиотической интерпретации биохимии, генетики и других естественно-научных дисциплин. Подобные идеи общности различных семиотических объектов скорее помогают сегодня не столько естествознанию, сколько гуманитарному знанию: разработке антропосемиотики в ее взаимосвязях с семиотическими представлениями в целом. В частности, после открытия «двойной спирали» ДНК Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном Роман Якобсон обратил внимание на ее связь с кодами двойной артикуляции, выявленными в семиотике. С этого времени особое место в продвижении семиотических идей заняла проблема двойной артикуляции как отображения развития структур ДНК, РНК, других высокомолекулярных соединений в различных кодах организмов и человека, в т.ч. в кодах мышления. Взаимосвязи кодов языка, мышления, коммуникации с генетическими факторами являются сегодня одним из центральных направлений в изучении работы мозга, прямо или косвенно подтверждая идею единства семиотических механизмов разных уровней жизни.

         В целом семиотика интегрирует естественно-научные, гуманитарные и технические знания. В тесной взаимосвязи с развитием семиотики многими учеными рассматриваются возможности создания искусственного интеллекта и связанных с ним информационных технологий: обработки информации, принятия эффективных проектных решений, распознавания образов, машинного лингвистического перевода и др. В связи с этим часть методологов науки считает, что семиотика представляет собой не столько науку, сколько некий универсальный общенаучный подход, в русле которого могут рассматриваться реальные эмпирические объекты (живые организмы, языки, информационные процессы, произведения искусства). Независимо от того рассматриваем ли мы семиотику как подход или как науку, изучающую закономерности широкого круга систем, ее роль в общем процессе познания оказывается весьма существенной и заключается прежде всего в интеграции различных знаний. Многие семиотики утверждают поэтому, что данная наука станет лидером в научной картине мира XXI в. (после лидерства физической картины мира начала XX в. и его биологической картины в конце XX в.).

         В общем развитии семиотики вырисовываются отдельные разделы со своими, достаточно широкими объектами исследования. К настоящему времени сформировались многочисленные области научного знания, которые так или иначе относятся к семиотике, образуют ее разделы. Наиболее продвинутыми оказались те из них, в которых изучаются словесные (лингвистические) языки и тексты — лингвистика и связанные с ней разделы языкознания. Быстро развиваются различные направления изучения языка животных и других живых организмов (биосемиотика); формируются представления о всех знаковых системах человека не связанных непосредственно с лингвистическими системами — семиотика музыки, изобразительного искусства, урбанизма, архитектуры, дизайна. В самостоятельную область развились семиотика литературы, семиотика театра и киноискусства. Большую область исследований представляют собой семиотика религии, социальная семиотика и семиотика политологии. Несомненно, значительные области может представлять собой семиотика нравственности, морали и права. При существовании этих областей знания остается много неясного в том, что собой представляют взаимосвязи этих систем. В особой степени неясной остается картина невербальных знаковых систем и их взаимосвязей с вербальными (основанными на языке слов).

         Это проявляется, например, в таких вопросах: существует ли «язык архитектуры» или имеются различные системы знаков — архитектурные стили, течения, региональное своеобразие? Что такое смысл архитектурных объектов и как он создается? Что такое текст в архитектуре и в произведениях изобразительного искусства? Текст, состоящий из слов, и текст картины, состоящий из ритмов цвета, изображаемых предметов, жизненных ситуаций — несомненно различны. Но у этих разных текстов есть определенные закономерности (правила) построения. Если мы называем картину великого мастера живописи шедевром, значит она определенным образом организована как знаковая система. Есть основания считать, что шедевры изобразительного искусства — хорошо организованные знаковые системы.

         Иначе говоря, имеется целый ряд соображений, исходя из которых можно утверждать, что для эффективного продвижения семиотики одним из наиболее существенных направлений является рассмотрение невербальных знаковых систем: особенностей «языка» архитектуры, изобразительного искусства, различных объектов визуальной информации. Это соответствует точке зрения некотрых лидеров семиотики. Уже Ч. С. Пирс обращал внимание на особое место, которое должны занимать произведения искусства в обосновании семиотических представлений. Это направление стремился развить Чарльз У. Моррис, развертывая эстетические ценности как знаковые системы. Умберто Эко, начиная с книги «Отсутствующая структура», стремился обосновать коды и знаки визуального канала коммуникации как особые, хотя и взаимосвязанные с вербальными знаковыми системами. К настоящему времени исследователями предприняты многочисленные попытки разработки пространственно-визуальных знаковых систем человека, начиная от визуальной лингвистики и кончая семиотическими представлениями и методами урбанистов и архитекторов.

         Учитывая актуальность указанной проблематики, я считаю целесообразным сгруппировать обсуждаемые вопросы общесемиотического характера главным образом вокруг проблем: градостроительство, архитектура, дизайн, изобразительное искусство.

Георгий Сомов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>