Скрытые изображения. На примере рисунка и скульптуры М. А. Врубеля.

Детальный анализ коннотаций в произведениях М. Врубеля опубликован в статье: Somov, Georgij Yu. (2006). Connotations in semiotic systems of visual art (by the example of works by M. A. Vrubel). Semiotica 158 (1/4), 147- 212.

———————

Одним из центральных понятий семиотики визуального искусства является метафора. Она формируется главным образом благодаря сходству структур, признаков или элементов, скрытых в общем изображении, c тем что может нарисовать человеческое воображение.

Рис. 1. Михаил Врубель, “Голова Демона” (1890-91, акварель, иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова “Демон”, источник фото: http://vrubel-world.ru)

Рис. 1. Михаил Врубель, “Голова Демона” (1890-91, акварель, иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова “Демон”, источник фото: http://vrubel-world.ru)

Скрытые коннотативные структуры возникают в процессе творческого поиска. Чтобы понять, как это происходит, лучше всего обратиться к произведениям М. А. Врубеля. Внимательно всмотритесь в рисунок. Какое второе изображение здесь скрыто?

Творческий метод Михаила Врубеля, как показывают специальные семиотические исследования, заключался в том, что он встраивал в свои картины скрытые изображения, которые создавали неосознанное воздействие на зрителя и дополняли основную идею и образ произведений. Из писем художника видно, что он использовал такие приемы вполне осознанно.

Рис. 2. Михаил Врубель, “Голова Демона”. Коннотация змеиной головы, развернутой вправо.

Рис. 2. Михаил Врубель, “Голова Демона”. Коннотация змеиной головы, развернутой вправо.

 

На рисунке мы видим коннотацию змея или змеиной головы, как бы надстроенной над лицом и глазами демона.

А вот, например, как это делал Михаил Врубель в скульптуре. Здесь есть скрытые изображения духов водных потоков, попробуйте их разглядеть.

Рис. 3. Михаил Врубель, “Весна” (1899-1890, скульптура, майолика, Государственная Третьяковская галлерея, источник фото: http://vrubel-world.ru).

Рис. 3. Михаил Врубель, “Весна” (1899-1890, скульптура, майолика, Государственная Третьяковская галлерея, источник фото: http://vrubel-world.ru).

 

Рис. 4. Михаил Врубель, “Весна”. Блестящие поверхности скульптуры формируют вешние воды.

Рис. 4. Михаил Врубель, “Весна”. Блестящие поверхности скульптуры формируют вешние воды.

 

Рис. 5. Михаил Врубель, “Весна”. Коннотация – большие части скульптурного рельефа формируют знаки водяных существ. Рельеф головы справа – изображение духа.

Рис. 5. Михаил Врубель, “Весна”. Коннотация – большие части скульптурного рельефа формируют знаки водяных существ. Рельеф головы справа – изображение духа.

Аннотация к оригинальной статье находится здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>